Борис Григорьев в Кань-сюр-Мер

Судьба талантливого русского художника ХХ века Бориса Григорьева оказалась чудесным образом связанной с Французской Ривьерой. Художник Григорьев прибыл в Кань-сюр-Мер в 1927 году и вместе с семьей поселился здесь на вилле «Борисэлла», название которой составлено из имени живописца и его жены. Однако обо всем по порядку.

Борис Григорьев в Кань-сюр-Мер

Судьба

Художник Борис Григорьев родился в Москве в 1886 году, он был внебрачным сыном царскосельского мещанина и шведки. Детство живописца прошло в провинциальном городке Рыбинск на берегах Волги.

Борис учился в Центральном Строгановском художественно-промышленном училище, а затем вольнослушателем посещал Академию художеств в Петербурге.

Во Франции, а именно в Париже, Григорьев впервые оказался в 1913 году. Там он провел четыре месяца и создал яркий цикл работ на тему столичной жизни.

С 1909 года Борис Григорьев – художник-импрессионист, член «Студии импрессионистов», а с 1913 – член объединения «Мир искусства». В это время Борис стал преподавать в Строгановке, его карьера пошла вверх.

Однако настали трудные времена – революция, беспорядки, безвременье. И вот в 1919 году живописец решил бежать из неспокойной России. Вместе со своей семьей на лодке он тайком пересек Финский залив, добрался до Берлина, а с 1921 года осел в Париже.

Читайте также:  [:ru]Достопримечательности Кань-сюр-Мер[:]

Пик популярности мастера пришелся на 20-е годы: его полотна раскупали художественные галереи и коллекционеры-частники. Своему другу, поэту Каменскому, Григорьев писал: «Сейчас я первый мастер на свете». За время жизни в Париже художник успел посетить и Латинскую Америку, оказавшую заметное влияние на его творчество.

Наконец, уже в зрелом возрасте художник Григорьев перебрался в тихий Кань-сюр-Мер, где осел на вилле «Борисэлла» до конца своих дней, в каком-то смысле повторяя судьбу другого великого импрессиониста – Ренуара. Быть может, таким образом Борис как бы замкнул круг своей жизни, ведь его ранние годы также прошли в спокойном небольшом Рыбинске.

Умер Борис 7 февраля 1939 года в Кань-сюр-Мер.

Творчество

Казалось, что Борис Григорьев картины свои писал легко и непринужденно, однако это не совсем так. Линия в его произведениях всегда была превалирующим началом формы, тщательно выверенная и строгая. Это особенно заметно в крупном графическом цикле «Интимность» 1916– 1918 годов. Именно этот альбом правдиво отражает творческую атмосферу Парижа: чарующий мир богемы, кабаре, цирков, кафешантанов и любви за деньги.

Читайте также:  [:ru]Пляжи Кань-сюр-Мер[:]

Борис Григорьев писал много портретов – его можно назвать мастером натурного рисунка. Работая в авангардной технике, живописец изображал не самого человека, а скорее его роль в жизни. Излюбленным приемом художника Григорьева был гротеск, но мастер не позволял себе сатиру и колкости, используя прием, вероятно, из лукавства. Лучшими работами этого жанра считаются портрет Всеволода Мейерхольда и Максима Горького.

Французской Ривьерой. Художник Григорьев

Великолепны пейзажи художника из цикла «Расея»: здесь линии становятся более плавными и размытыми, пейзажи русской деревни изображены с искренней любовью.

Оказавшись в Кань-сюр-Мер, Борис Григорьев, художник с тонко чувствующей душой, не смог не поддаться очарованию этого городка на Лазурном Берегу. На его картине «Вид сада» 1937 года вилла «Борисэлла» изображена как райский уголок: аккуратный белый домик с традиционной для Средиземноморья красной крышей утопает в цветах, а рыжевато-бурая осенняя листва сада создает мягкое романтическое настроение.

Читайте также:  [:ru]Кань-сюр-Мер: лучшие магазины[:]

Здесь же, на своей вилле, Борис Григорьев создал монументальное полотно «Лики мира» (1929– 1930). Идея этой картины, трансформирующейся в многостворчатый складень, уходит корнями в средневековое сакральное искусство. На ней можно увидеть Мейерхольда, Сталина, митрополита Платона и многих других колоритных персонажей, причем некоторые из них изображены с использованием приемов символизма. Например, пианистка Ванда Ландовская превратилась «с легкой кисти» художника в птицу из невидимых заводных часов.

По словам Григорьева, он изобразил «что-то вроде митинга». Рассматривать эту картину с ее яркими образами и скрытыми смыслами чрезвычайно интересно. К сожалению, сегодня полотно находится в Праге, но нет сомнений в том, что замысел этого великолепного произведения родился именно благодаря медитативному размеренному образу жизни мастера в Кань-сюр-Мер.

Приезжайте и вы в этот милый городок, подаривший столь многим талантливым людям вдохновение и радость жизни!